Развитие внимания и памяти, умения различать разнообразные шумовые звуки

Развитие внимания и памяти, умения различать разнообразные шумовые звуки

Состояние речи ребенка тесно связано с его психомоторными функциями, поэтому развивать речь необходимо вместе с развитием внимания, памяти, чувства ритма, моторики и других элементов неречевого звена. У детей, имеющих речевые нарушения, наблюдается недостаточная сформированность моторного, зрительного и, особенно, слухового внимания и памяти. На коррекционных занятиях целесообразно проводить упражнения, направленные на развитие всех видов внимания и памяти. Это один из наиболее важных разделов коррекционной работы.

Он начинается с различения разнообразных шумовых звуков. В результате систематической коррекционной работы с использованием специально подобранных упражнений у детей постепенно улучшается реакция на различные виды раздражителей. Они учатся сосредотачиваться, проявляя для этого определенные волевые усилия. Улучшается устойчивость и переключаемость внимания. Параллельно с развитием всех параметров произвольного внимания у детей постепенно улучшается память: моторная, зрительная, слуховая.

В качестве организационного момента на занятиях хорошо использовать запись звуков природы: «шум моря», «шум ветра», «пение птиц» и т.п.

Упражнения на развитие слухового внимания

1.Обращайте внимание на «домашние звуки». Спрашивайте: «Что шумит?» (холодильник, стиральная машина, пылесос, чайник и т.п.)

2. Привлекайте внимание ребенка: "Слышишь, как идет дождь?» «шумит ветер», «едет машина» и т.п.

3. Покажите ребенку различные музыкальные инструменты (барабан, колокольчик, погремушку и т.д.). Дайте послушать, как они звучат. Потом предложите отвернуться и угадать, на каком музыкальном инструменте Вы играете. Название каждого звучащего инструмента проговаривается. Количество игрушек увеличивается постепенно с 3 до 5. Упражнение проводится до достижения стойкого различения громких и контрастных звуков.

4. Покажите ребенку 4-5 предметов (например: металлическая коробка, стеклянная банка, пластмассовый стаканчик, деревянная шкатулка и т. п). С помощью карандаша вызовите звучание каждого предмета, воспроизводите его многократно, пока ребенок не уловит характер звука. Начинать упражнение необходимо с 2-х контрастных звучаний, при зрительной опоре: о металл, дерево, позже добавляются 3-й и 4-й варианты звучания. Затем только на слух (ребенок отворачивается) предлагается определить, что звучит. Упражнение проводится до достижения стойкой дифференциации звучаний.

5.Упражнение  «Пожалуйста»

Договариваетесь с ребёнком, что он что-либо делает, только когда вы скажете слово «пожалуйста».

«Пожалуйста, топни четыре раза»; (делает)

«Похлопай в ладоши»; (не делает)

«Прыгни пять раз»; (не делает)

«Пожалуйста, дай мне карандаш»; (делает)

«Дай красный кубик». (не делает)

Упражнения на развитие слуховой памяти

«Повторяй за мной»

Берете карандаш и стучите по столу определенное количество раз и просите ребенка повторить. Можно варьировать не только количество повторений, но и время между ними. (Аналогично выполняем хлопки в ладоши)

«10 слов»

Зачитываем ребенку 8 слов: (стол, книга, яблоко, зонт, хлеб, стул, цветок, дерево), затем, просим назвать ребенка, запомнившиеся слова. Хорошими результатами можно считать: 4-5 слов для кратковременной памяти и 6-8 – для долговременной. Напоминаем, что для проверки последней, нужно еще раз назвать ребенку слова, которые он не смог повторить и проверить, что он запомнил, через час.

«Запомни все имена героев»

Не удивляйтесь, в нашем лесу все звери дружат между собой. Они помогают друг другу в трудную минуту, ходят в гости и часто проводят время, играя в веселые игры. Вот вчера, например, заяц объявил общий сбор на большой поляне. Именно там звери устраивали футбольные матчи с командой соседнего леса. Он пробежал с этим сообщением по всем жилищам, даже заглянул к лисе и к колючему ежику, которые живут далеко. Но ведь известно, что заяц — лучший бегун в лесу. Поэтому он и стал капитаном футбольной команды. Главное, что он не забыл разбудить медведя, ведь он лучше всех защищает ворота. Ну и к сове не забыл заглянуть — лучшего судьи для матча нет во всем лесу. Надо пригласить еще братьев волков, и команда будет в полном составе.

 

Прочитано 98 раз