Абдрахманова Татьяна Власовна

Григорьева Евгения Владимировна

Логопед — коррекционный педагог, занимающийся устранением речевых нарушений у детей и взрослых. Специфика логопедической работы в коррекционной школе обусловлена характером нарушения высшей нервной деятельности, психопатологическими особенностями ребенка с интеллектуальной недостаточностью, прежде всего снижением уровня развития и структурой речевого дефекта.

Основной целью логопедической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является развитие речевого общения, улучшение разборчивости речевого высказывания для того, чтобы обеспечить ребёнку наибольшее понимание его речи окружающими.

Логопедическая работа направлена на коррекцию нарушений речи в сочетании со стимуляцией развития всех её сторон, сенсорных и психических функций. Речь занимает одно из базисных положений в структуре основных познавательных процессов, уровень ее развития является одним из условий успешности любого вида деятельности и становления личности в целом. Соответственно значимость логопеда в учебной деятельности очень высока.

Нарушения речи у детей с ОВЗ с большим трудом подвергаются коррекции, отчего продолжительность коррекционно-логопедической работы превышает время работы с их нормально развивающимися сверстниками. В работе малоэффективно использование самоконтроля, а также зрительного и слухового контроля за речью. Это в значительной степени отличает работу логопеда в специальной (коррекционной) школе и ставит перед ним задачу постоянного поиска новых методических приемов работы. Нарушения звукопроизношения у детей с интеллектуальной недостаточностью значительно чаще, чем у нормальных сверстников, приводят к нарушениям чтения и письма. У обучающихся начальных классов специальной (коррекционной) школы часто встречаются нарушения звукослоговой структуры слова, выражающиеся как в пропуске или замене согласных в стечении, так и в пропуске, уподоблении и перестановке слогов, частые замены букв при чтении и на письме. Очень часты замены гласных первого и второго ряда. Часто встречаются замены звонких и глухих согласных. Такие замены в сильной позиции обусловлены недостаточной сформированностью фонематического восприятия. Поэтому при совместной работе логопеда с учителями стоит развивать фонематическое восприятие детей и учить их различать звуки, определять позиции звуков в словах.

Для чего нужны занятия с логопедом?

Родители не всегда слышат дефекты в речи ребенка. Часто родители считают, что плохая речь пройдет сама. К сожалению, это не так. У детей с нарушением речи часто формируется комплекс неполноценности. Если ребенок смешивает звуки в произношении, то и писать будет также, потому что человек сначала проговаривает, что собирается написать. Правильная речь позволяет ребенку легче достигать успеха в обществе. Речь — элемент социальной адаптации.

Занятия логопеда посещают обучающиеся 1-7 классов. Группы комплектуются в первые две недели сентября по результатам обследования обучающихся каждого класса.

Работа логопеда ведется по нескольким направлениям:

  1. Развитие общей и мелкой моторики.
  2. Развитие артикуляторной моторики и мимики.
  3. Коррекция звукопроизношения.
  4. Коррекция просодии.
  5. Коррекция слоговой структуры слова.
  6. Обогащение словарного запаса.
  7. Коррекция грамматического строя речи.
  8. Развитие связной речи.
  9. Коррекция нарушений письма.
  10. Развитие внимания, памяти, восприятия, эмоционально-волевой сферы.